Ключевая задача любого портфельного менеджера – обеспечение оптимального соотношения риск-доход, т.е. уровня доходности кредитного продукта. Основной инструмент решение данной задачи – продуманная рисковая политика, которая, с одной стороны, позволяет избежать выдачи нежелательных с точки зрения качества кредитных продуктов, а, с другой, обеспечивает достаточный уровень объема продаж данных продуктов.

Кредитная политика – это набор правил и инструментов, регламентирующих процесс предоставления и обслуживания кредитных продуктов. Таким образом, управление кредитным риском включает в себя разные элементы – это и методология работы с кредитной заявкой менеджером по продажам, это настройка фронт-системы, методология системы принятия кредитного решения (рисковые политики), методология андеррайтинга, методология работы с просроченной задолженностью и т.п. В данной статье речь пойдет о ключевом для портфельного менеджера элементе системы управления кредитным риском – методологии разработки автоматических правил принятия кредитного решения (рисковых политик).

Сигналом к необходимости пересмотра существующих или разработки новых рисковых политик обычно служат результаты мониторинга кредитного портфеля и качества новых выдач.

При мониторинге кредитного портфеля негативным сигналом будет являться рост доли портфеля[1] в сегменте ранней просрочки (сегмент договоров в просрочке 0-30 dpd[2]) или наоборот рост сегмента NPL[3]. При обнаружении негативных трендов в вышеуказанных показателях необходимо определить какие поколения выдач служат причиной негативной динамики. Возможно, рост просрочки наблюдается только по недавним выдачам, а динамика вызревшего[4] портфеля стабильна. Другой вариант – растет просрочка в «старом» портфеле. Третий вариант – уровень просроченного долга растет по всем винтажам[5]. В любом из случаев, необходимо убедиться в том, что негативный тренд не связан с возможными изменениями в работе коллекшн (например, низкая интенсивность звонков по недавним выдачам/«вызревшему» портфелю, отсутствие смс-информирования о предстоящих платежах, т.п.). В случае ухудшения показателей по всем поколениям выдач необходимо помимо работы коллекшн и анализа рисковой политики изучить изменения макроэкономической конъюнктуры (динамику уровня безработицы, реальных доходов населения, т.п.).

Индикаторы качества портфеля не всегда могут своевременно подсказать о наличии проблем. Для контроля актуальности рисковой политики портфельному менеджеру в первую очередь необходимо осуществлять мониторинг винтажных индикаторов просрочки. К таким показателям относятся: 1) ранние индикаторы просрочки (FPD, SPD, TPD, FPD90, 30+@3MOB, 30+@6MOB, 60+@6MOB, 90+@6MOB); 2) поздние индикаторы просрочки (90+@12/24MOB)[6]. При этом негативная динамика[7] по таким индикаторам, как FPD, SPD, TPD, FPD90, 60+@6MOB, 90+@6MOB – сигнал к проверке прежде всего правил и процедур, направленных на предотвращение мошенничества.

Анализ винтажных индикаторов просрочки следует начинать с сегментации винтажей – разделения на различные с точки зрения кредитного риска сегменты с целью проверки, в каком из сегментов наблюдается негативная динамика. Примеры вариантов сегментации:

- по уровню предсказанного риска (по сегментам предсказанной скором вероятности дефолта);

- по уровню кредитной нагрузки (по группам уровня DTI[8]);

- по сумме кредита (по определенным группам);

- по сроку кредита (актуально для потребительских кредитов и при анализе более длинных винтажных индикаторов или при анализе портфельных показательней).

- по уровню принятия решения (сегмент автоматического одобрения vs. сегмент, одобренный по результатам верификационных проверок);

- по каналу привлечения клиента (оформления заявки): интернет/офис, отделение/точка продаж.

- по региону оформления кредитного продукта;

- по социально-демографическим характеристикам клиента (возраст, уровень дохода, тип занятости);

- по качеству кредитной истории (глубина исторической просрочки на разных горизонтах (6, 12, 24 месяца); максимальный размер исторической просрочки , др.).

Данные сегменты анализируются как по-отдельности, так и с учетом различных пересечений. Удобным инструментом для анализа пересечений множества сегментов является дерево решений.

После того, как был определен сегмент, за счет которого произошло ухудшение качества винтажа, необходимо принять решение об изменениях кредитной политики. Планируемые изменения должны обеспечить соответствие качества выдаваемых кредитных продуктов риск-аппетиту банка.

Изменения могут быть различными:

- полный отказ определенной категории заявителей (например: снижение уровня cut off[9] c 12 до 10%; повышение минимального возраста; отказ в предоставлении кредитных продуктов категории индивидуальных предпринимателей; повышение требований к качеству кредитной истории[10]);

- ужесточение требований для определенных категорий заявителей (снижение максимально допустимого уровня DTI или максимальной суммы кредиты или максимального срока кредитования для определенных риск грейдов);

- изменение верификационной политики (расширение сегмента заявителей, направляемых на верификационные проверки; внедрение новых проверок).

До принятия окончательного решения об изменениях необходимо оценить влияние новых правил на уровень одобрения, объём выдаваемых кредитов, ожидаемый уровень качества одобренной популяции. Если новое правило в дополнении к текущим отсекает значительную часть популяции и при этом уровень риска отсекаемого сегмента немногим выше уровня риска оставшейся популяции, необходимо более ювелирно подойти к критериям нового правила, чтобы выделить более рисковый сегмент при меньшем сокращении уровня одобрения.

После того, как суть изменений определена, наступает не менее важный этап – постановка требований на модификацию стратегии принятия решения. Необходимо подробно описать суть новых правил. Предпочтительнее делать постановку в бизнес терминах (т.е. не в виде программного кода) и в формате «as is – to be» («как есть сейчас – как станет в будущем»). Важно описать не только суть самого правила, но и обозначить этапы работы стратегии (до вызова внешних сервисов или после; до заполнения полной анкеты или после) и сегменты заявителей, которые затрагивает данное правило. При этом важно не нарушить логику не затрагиваемых изменениями правил. Для того, чтобы грамотно поставить задачу у портфельного менеджера должно быть полное представление о работе стратегии принятия решения (этапы обработки заявки, правила, источники данных, …).

В течение первых дней после внедрения изменений необходим обоюдный контроль за работой нового правила и стратегии в целом как со стороны портфельного менеджер, так и риск-технолога. Срок мониторинга зависит от количества заявок, при стабильном потоке достаточно уделить пристальное внимание работе стратегии в первую неделю после внедрения. Убедившись в корректности реализации изменений с технической точки зрения, портфельному менеджеру необходимо оценить насколько совпало ожидаемое влияние изменений на реальный уровень одобрения, объём продаж, качество новых выдач. Любые отклонения – повод проанализировать причины и задуматься о корректировке (при необходимости). Сравнение обычно происходит в формате «as was – to be» («было – стало»). Анализ влияния на качество выдач потребует более длительного срока (как минимум 2-3 месяца для анализа краткосрочных индикаторов просрочки).

Ввиду постоянно меняющихся внешний условий (макроэкономической ситуации, действий конкурентов), а также по причине регулярных изменений внутри банка (новые продукты, новые сегменты клиентов, маркетинговые кампании) мониторинг качества портфеля и анализ необходимых изменений – это постоянные спутники работы любого портфельного менеджера.

 

[1] Изучаются показатели как «в штуках» (т.е. по количеству кредитных договоров), так и «в деньгах» (т.е. по сумме долга).

[2] DPD – days past due (дней в просрочке).

[3] NPL – non performing loans, портфель в просрочке более 90 дней.

[4] На балансе более года.

[5] Винтаж – поколение выдач.

[6] FPD – first payment default (первый просроченный платеж), SPD – second payment default (два первых просроченных платежа), TPD – third payment default (три первых просроченных платежа), FPD90 – один просроченный платеж в течение первых 90 дней обслуживания кредитного продукта. MOB – months on book (количество месяцев на балансе банка). Показатели ДД+@ХMOB – количество договоров (или сумма лимитов), по которым в течение первых Х месяцев обслуживания кредита была допущена просрочка ДД+ дней.

[7] Рост показателя по поколениям выдач в течение времени.

[8] DTI – debt to income, соотношение всех кредитных обязательств клиента к уровню чистого дохода (за вычетом налогов).

[9] Уровень cut off (отсечения) – значение максимальной вероятности дефолта, которую банк рассматривает в качестве приемлемой для кредитования.

[10] Например, внедрение правила по отказу при условии наличия у заявителя просрочки более 30 дней за последние 12 месяцев по данным БКИ).